Заблуждения в йоге

В последнее время все более популярными становятся занятия йогой. К сожалению, на фоне этой популярности появляется множество заблуждений о йоге, которые к ней не имеют никакого отношения. Ибо используют слово йога как хорошо раскрученный брэнд. Давайте попробуем разобраться, что же такое хатха йога, для чего она нужна и попытаемся рассмотреть некоторые заблуждения.

Современность и немного истории

Хатха-йогой называется психофизическая технология комплексного развития тела и сознания, то есть тех инструментов с помощью которых человек ступает по пути своего развития. Среди многих известных человечеству технологий совершенствования, хатха-йога является одной из самых эффективных. В духовных традициях индо-тибетского региона техники хатха-йоги до сих пор считаются практиками высших уровней и держатся в строгом секрете. Их раскрывают только посвященным. Известно, что в горных монастырях Непала секретными практиками хатха-йоги владеют только настоятель и ещё один два ламы высших ступеней посвящения. В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из главнейших практик общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. В древности и в средние века на территории современной Индии находилось множество отдельных государств, правители которых - раджи - постоянно между собой воевали. И каждый уважающий себя раджа наряду со специальными помещениями для занятий воинскими искусствами непременно имел при дворе йога шалу - специально оборудованное помещение для занятий хатха-йогой. В йога шале, под руководством опытного мастера обучались и практиковали хатха-йогу как сами раджи так и его лучшие воины. В те времена мастер хатха-йоги имел высокий уровень знаний, как сейчас имеет ученую степень преподаватель европейского университета. Эти мастера были очень почитаемыми и уважаемыми людьми при дворе. Интересно также и то, что традиция придворных мастеров сохранилась и в наши дни. Известный мастер йоги Шри Кришнамачарья был хранителем йога-шалы у раджи в Майсоре, а великий мастер и учитель йоги Дхирендра Брахмачари – официальным учителем йоги семейства Ганди. Так же известно, что тренировочные циклы по хатха-йоге, входят в обязательную программу подготовки офицеров и бойцов подразделений специального назначения Индийской национальной службы безопасности, полиции и вооруженных сил. По оценкам экспертов использование хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа позволяет в пять раз сократить расходы времени, необходимого на специальную психологическую подготовку. Естественно, сведения о том, что такое имеет место быть, и о том, как это делается, широкой огласке не предаются. Ибо вся по-настоящему рабочая информация в этой области по-прежнему остается стратегической. К той йоге, которую индусы "сдали» Западу и которая сейчас распространилась в Европе и Америке под названием "классическая", сами современные индийские специалисты-профессионалы относятся весьма скептически. Они говорят: «конечно, для здоровья очень полезно, однако это как бы далеко не классика, а так...». Если вы просто купите билет на самолет и отправитесь в Индию в поисках "настоящей йоги", то вероятнее всего попадете на уже протоптанную тропу. Она ведет в хорошо организованные пункты выкачивания денег из наивных западных адептов, где вам впарят все ту же "классическую» йогу для Запада. Подходы к реально рабочей информации ведут сквозь другие двери. Причем войти в них не так-то просто.

Итак, что же такое таинственная хатха-йога? Гимнастика мудрых? Чем обусловлена поразительная эффективность этой уникальной древней и в то же время удивительно современной тренировочной технологии?
Хатха-йога - санскритское словосочетание. Прямой перевод с санскрита слова хатха: сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость. Слово йога переводится как упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение, выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление, созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование, управление, контроль.

Первое упоминание о йоге мы встречаем в Ведах, и там дается такое определение: твердое владение чувствами называется йогой. В те времена владение своими чувствами сводилось к умению владеть своими инстинктами, до более тонких вещей дело не доходило. Более классическим считается определение, которое дал мудрец Патанджали - йога читта вритти ниродха. Что в прямом переводе - блокирование типовых проявлений сознания есть йога. А это уже более тонкая вещь, тут говорится не только об умении управлять своими инстинктами, но и об умении мыслить, об умении работать с образами, с намерениями, с идеями. Получается, что йога это состояние, а не способ занять время некой экзотической деятельностью; состояние полного самоконтроля и самосознания. Это достаточно труднодостижимое состояние. Достижение подобного состояния поднимает человека на качественно новую, более высокую ступень развития разума. Закономерно возникает вопрос: какое отношение хатха имеет к йоге? Как связаны достижение столь возвышенного состояния сознания и, пусть весьма изощренная, но всего лишь телесная гимнастика, каковой, по сути, является тренировочная практика хатха-йоги?

Чем более сложным и "тонким" является устройство и организация тела, тем более совершенное сознание может быть в нем воплощено и, соответственно, тем более высокого уровня функции могут быть реализованы. Все очень просто. Как взаимодействует тело и сознание можно рассмотреть на метафоре взаимодействия «железа» и программного обеспечения в компьютере. Тело – это «железо», сознание – это установленный на этом железе «софт», программное обеспечение. Чем современнее «железо» в компьютере, тем более навороченные программы туда устанавливаются.

Суть практики йоги - прежде всего в развитии центральной и периферийной нервной системы и построении совершенной эндокринной системы. Все процессы в организме завязаны в конечном счете на них. И целенаправленно воздействуя на тело, можно управлять функционированием сознания.

В основе практики хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами. Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на ткани опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Особенность асан, которая отличает их от других видов физических упражнений в том, что их выполнение не только не приводит к расходу энергии, но и за счет включения в работу особых физиологических механизмов, заставляет тело накапливать ее в огромных количествах. Кроме того, за счет вполне определенного рисунка распределения растягивания, сжатия, сокращения и скручивания тканей, каждая асана оказывает глубокое воздействие на периферическую нервную систему, свойственное только ей и таким образом прорабатывает компоненты эндокринной системы. А это, в свою очередь, кардинально влияет на процессы, протекающие в головном мозге. Глубокое воздействие на периферическую нервную систему стимулирует рост нервных волокон и усложнение её организационной структуры. В результате формируются более сложноорганизованные и изощренные связи периферии с центром и появляется возможность реализовать в теле функции более высокого порядка. Необходимость управлять этими функциями приводит к совершенствованию работы головного мозга. Так связано наше тело с нашим сознанием.

Немного о заблуждениях в практике йоги.

Заблуждение первое - йога это достаточно простая физическая практика плюс медитация и релаксация.

Как говорилось выше йога - это технология развития своего сознания через тело и совершенствование контроля над этим сознанием. Йога – тяжелая практика работы над собой, в которой каждое занятие это Вызов, вызов прежде всего себе, своим привычкам, желаниям, соблазнам, лени и т.д. Если человек начинает практиковать Хатха-йогу грамотно, по-настоящему, то первое что он поймет – йога это мощная физическая технология, и она для физически сильных и здоровых людей. Занятия йогой это не терапия. А если человек лезет в эзотерические бредни, то к йоге это не имеет никакого отношения и он просто лезет непонятно во что, соответственно, непонятно, что из этого вылезет.

Заблуждение второе – для практики йоги нужна хорошая растяжка.

Это очень опасное заблуждение, из-за которого возникают большинство травм в йоге. Практика хатха-йоги и хорошая растяжка, вещи не то чтобы взаимоисключающие, но хорошая растяжка мешает получить от йоги тот эффект, который она может дать. Большая часть системы хатха-йоги построена на предельном вытягивании сухожильно-мышечного жгута. А кто быстрее дойдет с простыми формами до предельного растяжения? Человек с хорошей растяжкой или без неё? Думаю, ответ очевиден. Человек, без растяжки только начав наклоняться, получит предельное вытяжение. А нам нужно именно предельное вытяжение, ибо ткань начинает меняться только тогда, когда организм понимает, что не способен выдерживать нагрузку. Сложные асаны были придуманы, потому что простые в определенный момент перестают работать. Из чего состоит практика йоги? Задача практики асан в том, чтобы пробежаться предельным вытяжением по всему нашему телу. Но если мы будем только тянуть то разболтаем нашу систему. В своей практике я не раз встречал девушек с хорошей растяжкой, но с проблемами в позвоночнике, у них выскакивали позвонки, так как мышцы не держали их на своем месте. Поэтому нам нужна компенсация вытяжения, а это силовые стойки. Но ещё нужны и динамические практики, которые будут гонять физиологические жидкости в организме для того чтобы не заклинило наши суставы. Для этого предназначены крии - короткие последовательности асан, выполняющиеся в динамическом режиме и яямы - ритмично повторяющиеся упражнения. И заканчивается практика глубоким расслаблением.

Заблуждение третье – йога и ограничения.

Многие пришедшие в йогу адепты, начитавшись разных книг, начинают придерживаться всякого рода установок: в ограничении питания, установлении времени и количестве занятий и др. Эти установки часто приводят к депрессии, различного рода заболеваниям, а обвиняют во всем этом йогу. На самом деле все наоборот практика йоги не порабощает, а дает максимум силы, максимум возможностей управлять своей волей, максимум способностей контролировать работу сознания. Таким образом, не только не ограничивает человека, но и делает его сильней и свободней. Какой смысл загонять себя в какие-то рамки? Ведь мы приходим в эту жизнь для того, чтобы прожить ее, набрать жизненный опыт, решить какие-то задачи, выполнить социальные функции, заработать деньги, эти деньги вложить, как-то реорганизовать себя и что-то в процессе этой реорганизации понять. Необходима активная жизненная позиция. Если то, что мы делаем, нашу жизненную позицию и нашу силу увеличивает, значит, это имеет право на существование.

Заблуждение четвертое – лечебная полезность асан.

Очень часто приходят люди на занятия и просят показать какую асану нужно делать, чтобы вылечить такую то болезнь. В последнее время в глянцевых журналах и красиво изданных книгах часто можно встретить демонстрацию какой нибудь асаны и большой перечень болячек, от которых она помогает. Безусловно, практика йоги, выверенная тысячелетиями, избавляет от всякого рода болезней. И так как каждая асана оказывает свойственное только ей глубокое воздействие на организм, то и изменяет она именно тот орган или часть тела, на которую направлено воздействие. Однако имеется большое НО. Главный и наиболее мощный эффект действия асан не физиологический и не энергетический, а структурно информационный. Отсюда следует, что асана имеет смысл только в правильно сформированной последовательности, а не сама по себе. Так же следует, что несовершенное исполнение правильно сформированных последовательностей приносит больший результат чем совершенная практика тренировочных последовательностей составленных без учета информационной составляющей эффекта асаны. И именно поэтому одна неудачная попытка выполнить правильную асану на правильном месте в сто раз полезней чем сто удачных попыток выполнить подводящие и заменяющие элементы, которые при всей их физиологической, энергетической и чувство собственноважностноублажающей оправданности не обладают главным свойством – они чисто структурно не соответствуют практике, которую мы выполняем. И именно поэтому не имеет смысла тратить время на изобретение и осуществление узлозавязывающих красивостей в тех случаях, когда они выпадают из контекста практики. Ключ ко всему – корректная, правильная, осмысленная практика и настройка сознания. Для того чтобы непосредственная работа с сознанием была более эффективной, используется контроль над дыханием и движением энергии в организме. Для того чтобы этот контроль был максимально полноценным, используются в том или ином виде физические упражнения. И не имеет на самом деле никакого значения, что нас интересует некое абстрактное просветление или вполне конкретное излечение от не менее конкретной болячки. Последовательность «внимание – дыхание – тело» остаётся неизменной. Незнание того, как правильно работать с собственным телом, стоит здоровья. Незнание того, как правильно управлять дыханием во время практики, дестабилизирует сознание во время занятия ещё больше по сравнению с обычным по жизни состоянием. Это может стоить здоровья психического. Без правильного контроля внимания и дыхания самые изощрённые и «продвинутые» техники будут давать в лучшем случае очень слабый результат. И наоборот, вроде бы самые простые техники на фоне чёткого контроля внимания и дыхания дают совершено удивительные результаты.

В итоге мы видим, что практика йоги может дать человеку всё то, чего он искренне хочет: здоровье, силу, ясный ум, равно как и больные колени, плечи и позвоночник, она может помочь человеку навести полный порядок у себя в голове и жизненном пространстве вокруг себя, и создать там полный хаос, лишив человека последних признаков осмысленности и осознанности существования. Всё дело в том, чего человек на самом деле хочет и что он для этого реально делает.