Как устроен человек с точки зрения йоги и тантры часть 2 (Кундалини и Нади)

Кундалини

Если отрицательно заряженную прану привести к взаимодействию с апаной и заставить войти в центральный канал позвоночного столба, отрицательные заряды праны и положительные заряды апаны. сольются друг с другом. В результате возникает огромный объем энергии, которая, в свою очередь, способствует восхождению дремлющей в основании позвоночника энергии кундалини. Чтобы возникновение такой энергии стало возможным, человеку необходимо подготовить себя к этому с помощью очищения тела, асан (поз йоги), мудр (положений рук) и пранаямы (йогического дыхания).

Слово «кундалини» происходит от санскритского кундял, что означает «сворачиваться кольцами». Эту энергию сравнивают со свернувшейся кольцами, отдыхающей, спящей змеей. Кроме того, такое сравнение вызвано еще и характером подъема кундалини – спиральным, схожим с движениями змеи. Кундалини представляет собой аспект того вечного высшего сознания, которое и обладает свойствами, и полностью их лишено. В своем лишенном качеств (ниргуна) аспекте она являет собой волю космического сознания – чистое сознание. В аспекте, обладающем качествами (сагуна), эта энергия часто персонифицируется как Кундалини, ипостась Великой Богини (подобно тому, как изначальная энергия, шакти, персонифицируется в образе Богини Шакти). Живые существа способны действовать именно благодаря силе кундалини. В отдельном теле эта энергия остается дремлющей и представляет собой тот статичный центр, вокруг которого обращаются все формы сущего. В феноменальном мире за любой деятельностью неизменно кроется некая статичная фоновая сила.

Представляется как изначальная энергия Шакти, сотворившая космос, сексуальная энергия, которая пробуждает желание и стремление к продолжению рода, движущая сила эволюции, половой инстинкт, либидо, «другое лицо Бога», поддерживает все существующее в этом мире посредством вдоха и выдоха, в ней – все творение, существование и разрушение, она и вне Вселенной (как запредельная всему проявленному в пространстве-времени Изначальная Сила), и в то же время является ее суммарным знанием (Jnana-Rupa, Вселенная в форме знания).

Обычно Кундалини и изображают в виде свернувшийся змеи с головами на обоих концах (символ космической энергии), обвивающей слева-направо (по часовой стрелке) видимый или невидимый лингам и восходящей к его вершине: «Кобра, три с половиной раза обвившая Шиву, прижимается ртом к другому рту, который ведет к блаженству. Точно так же волшебница этого мира, стройная, как стебель лотоса, яркая, как вспышка молнии, спит, мягко дыша, бормоча размеренные, сладостные стихи и жужжа, словно опьяненная пчела, в лепестках муладхара-лотоса. О, как ярко она сияет!» Кундалини сравнивают с опасной свернутой змеей, которая может наброситься в любую минуту. Змеиный яд может оказаться смертельным, но если приготовить его должным образом, он излечит от серьезных болезней. В обычном человеке Кундалини дремлет, но в пробужденном она всегда бодрствует. Пробуждённая Кундалини выглядит как языки пламени и обладает свойствами огня, но не обжигает, а умиротворяет прохладой. «Всё тело искателя начинает пылать при поднятии Кундалини. Благодаря этому всё негативное в человеке растворяется. Тело искателя внезапно становится очень гармоничным, а глаза выглядят яркими и привлекательными» («Гьянешвари»).

Кундалини представляет собой аспект того вечного высшего сознания, которое и обладает свойствами, и полностью их лишено. В своем лишенном качеств (ниргуна) аспекте она являет собой волю космического сознания – чистое сознание. В аспекте, обладающем качествами (сагуна), эта энергия часто персонифицируется как Кундалини, ипостась Великой Богини (подобно тому, как изначальная энергия, шакти, персонифицируется в образе Богини Шакти). Живые существа способны действовать именно благодаря силе кундалини. В отдельном теле эта энергия остается дремлющей и представляет собой тот статичный центр, вокруг которого обращаются все формы сущего. В феноменальном мире за любой деятельностью неизменно кроется некая статичная фоновая сила.

Кундалини представляет собой ту энергию, которая поддерживает жизнь и сознание, даже оставаясь свернувшейся кольцами, однако пробуждение этой энергии приносит человеку одухотворенное сверхсознание. Чувствующий разум превращается в чистый разум, который поглощается потоком сознания, движущегося в форме кундалини-шакти. При этом разум выходит за рамки любых противоположностей и осознает чистое бытие – неизменную и единственную истину, нирвикальпа-самадхи.

Термин «прана» некоторыми учеными употребляется как равнозначный термину «кундалини», но это правильно только в самом общем смысле, так как кундалини в космической форме иногда служит названием всех энергий во вселенной, являясь жизненной силой или источником всего сущего. Прана – это подобная электрической энергия, текущая в теле, она более грубая и более доступная, чем кундалини, и ее роль заключается в поддержании организма в рабочем состоянии, пока кундалини находится в состоянии покоя. Ее можно считать вибрацией пониженного напряжения более мощной силы – кундалини. Прана – это созидательная и активная энергия, текущая в теле и управляющая его функциями. Она соединяет сознание со всей управляющей системой. Кундалини – это спящий остаток этой энергии, который лежит, свернувшись, в самой нижней из всех чакр – муладхаре.

Вместилищем Кундалини (когда не пробуждена, в свернутом состояни) определяют муладхара-чакру (или немного выше; где верхние кости копчика и нижние кости крестца соединяются в нервное сплетение, пучок волокон; в треугольной косточке в основании позвоночника (кость «сакрум»)), а невдалеке от нее размещают центр эфирной энергии, где происходит соединение Шивы и Шакти, – йоништану (санскр. «место йони»), отождествляемое с промежностью. В этом состоянии ничто не может угрожать кундалини, потому что ее охраняет энергия первой чакры – муладхары-чакры. При получении самореализации Кундалини, пробуждаясь, поднимается из сексуального центра по центральному энергетическому каналу к кончику языка и в головной центр.

По своему происхождению учение о работе с кундалини является тантрическим. Эта система опирается на единение души с материей, разума с физическим телом. В принципе, тело играет огромную роль в возникновении различных настроений, включая возвышенное состояние самадхи, блаженства. Это состояние достигается путем намеренного направления энергии по нервной системе и позвоночнику. Энергия поднимается по тонкому каналу в позвоночном столбе и, прежде чем достигнуть окончательной цели, седьмого центра, пронзает на пути шесть психических центров. Седьмой центр расположен в головном мозге – в ложбинке между двумя полушариями мозга, где происходит их слияние и полностью приостанавливается вся деятельность разума. Оба полушария погружаются в покой, внутренний диалог прекращается, а человек теряет ощущения пространства и времени, после чего избавляется от любых отождествлений и ошибочных представлений о феноменальном мире.

Занятия хатха-йогой и выполнение лайя-кармы (то есть мудр, особых жестов рук), а также асан, или поз тела, в сочетании с медитациями, напеванием мантр и упражнениями по визуализации позволяют человеку привести в движение дремлющую энергию кундалини. В этот миг наступает полное преображение: дремлющая статичная энергия становится кинетической, приходит в противоречащее закону тяготения движение и пронзает все психические центры, расположенные вдоль позвоночника. Та сила, что подталкивает эту энергию в центральный канал, возникает благодаря слиянию отрицательных зарядов праны и положительных зарядов атаны. Пробудившаяся энергия направляется к высочайшему центру, седьмой чакре, которая считается обителью сознания, где вновь происходит слияние отрицательных и положительных зарядов. Порожденная этим слиянием энергия вызывает великое прозрение, уничтожающее неведение разума – основную причину двойственности. Переживший это состояние человек обретает недвойственное сознание и становится просветленным. Согласно индийским писаниям, подлинный йог пересекает океан рождений, болезней, старости и смерти.

«Кундалини на языке психологии – это то, что побуждает вас пойти на величайшее приключение... Это поиск, который делает жизнь пригодной для проживания, и это Кундалини; это божественное побуждение». (Карл Густав Юнг)

Основными признаками проявления кундалини являются:

  1. Переживание «внутреннего огня». Это ощущение особого «духовного жара», которое охватывает все тело. Обычно это состояние крайнего удовольствия, но иногда, в случае сопротивления Эго, может и вызывать мучение.
  2. Появление парапсихологических феноменов. Ясновидение, предвидение, телепатия, вещие сны, юнговская синхронистичность, неожиданное видение ауры, чакр, спонтанное вспоминание прошлых жизней – обычный феномен кундалини, внетелесные переживания. Правда, следует сказать, что в каждом конкретном случае активируется что-то свое.
  3. Ощущение единства всего со всем. Труднопередаваемое на языке слов состояние расширения сознания, когда человек чувствует себя частью единого потока и это дарует непередаваемое наслаждение.
  4. Обострение интуиции. Это тесно связано с пунктом три. Человек, испытавший подъем кундалини, чувствует, что его ведет некая высшая по отношению к нему сила.
  5. Резкие перепады настроения. От абсолютного восторга до крайней депрессии вплоть до суицидальных импульсов, причем переход может происходить в короткий период времени. Потому очень часто признаки кундалини интерпретируются как маниакально-депрессивный психоз, что, с точки зрения духовных традиций, в корне ошибочно.
  6. Изменение сексуального темперамента. Бывает совершенно различным. От полной потери интереса к сексу до внезапного взрыва бешеной сексуальной активности.
  7. Переживание всеобщей любви. Более глубокое чувствование духовных текстов, до состояния инсайта.
  8. Видение в воображении определенных символов. К примеру, появление в сновидениях образа Змеи иногда может свидетельствовать об активности кундалини.

Проснувшаяся Кундалини может пробудить не только оккультные способности, но и внезапно обнаружить в человеке таланты в области музыки, поэзии или политики.

Проснувшаяся Кундалини облагораживает всю природу человека. Результатом пробуждения Кундалини может быть трансформация личности. Один может стать поэтом, другой увидеть Бога. Изменяется качество нашего восприятия, изменяется качество нашего сознания, могут изменяться приоритеты и привязанности. Нейтрализуется действие кармы – результатов неправильных действий в прошлых жизнях, происходит процесс очищения в теле, наступает процесс омоложения.

Проснувшаяся Кундалини часто дает возможность проявления необычных или паранормальных возможностей человека. Это интуитивное постижение истины и ясновидение, управление гравитацией, и способность проявлять другие действия, механизм которых невозможно объяснить, пользуясь представлениями современной научной парадигмы. Кроме того, появляется мудрость, внутренний покой, уверенность, сила. Исчезает страх. Человек начинает проявлять свои лучшие качества. Появляется больше терпимости сострадания, любви. Пробуждается духовное сознание.

Предмет вожделения. Кундалини является предметом вожделения многих йогов. Но существует парадокс. Тот, кто очень хочет пробудить Кундалини не часто имеет успех. Кундалини просыпается у тех, кто готовится к ее приходу без надежды на успех, кто идет по пути духовного развития поглощенный самим процессом без стремления к результату.

Пробуждение Кундалини является целью всех тантрических упражнений, включая медитацию, мантры и секс. Эта энергия должна подняться по главному надю эфирного тела и соединиться с мужскими («небесными») космическими силами, пребывающими в сахасрара-чакре. Кундалини, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, т.е. «союз» с Всепроникающей энергией Божественной любви. Кундалини является нашей духовной Матерью, Она знает все о нас и наших проблемах, и, являясь очень сострадательной энергией, очищает наши чакры и заботится о них. Пробуждение Кундалини называют «вторым рождением». «Из подвала муладхары вино поднимается в брахмарандхру (щель Брахмы), и кундалини счастливо изливается в лунную чашу чистого сознания. Отведать вина, которое изливается из этого эфирного лотоса – вот, где истинная мадья! Все остальное – обычное пьянство» (Куларнава-тантра»).

Согласно традиционным индийским представлениям, без предварительной очистки системы каналов (нади) продвижение силы змеи кундалини вверх по осевому каналу невозможно. Кроме того, такая попытка опасна, так как вместо центрального канала (сушумна-нади) энергия будет направлена либо по ида-нади, либо по пингала-нади, то есть по периферии центрального канала, что нанесёт здоровью и уму значительный ущерб.

Может быть, боясь, что пробужденная сила будет использоваться не по назначению, мудрые люди глубоко упрятали информацию о ней в символы. А символы поместили в энергетические центры, которых в общем-то и нет в физическом теле. Они находятся в тонком, энергетическом.

Нади (каналы)

Пробудившись, прежде дремавшая энергия действует через нади. Слово нади происходит от санскритского корня над, означающего «движение». В «Ригведе», древнейшем индийском писании, слово нади понимается как «поток». Нади – внутренние биоэнергетические каналы в тонком теле по которым циркулирует прана.

К категории нади можно отнести и акупунктурные меридианы, и сосуды кровеносной и лимфатической систем, и нервные каналы, и мышцы, и мановахини, или мановахи (каналы разума), пчит-тавахи (каналы читты, субстанции ума). Таким образом, слово нади означает «сосуд, канал, труба, проток».

Существует два типа нади:

Тонкие нади: незримые каналы тонкой энергии.

Грубые нади: каналы тонкой энергии в форме труб, сосудов или протоков.

Нади соединяются с чакрами. Важнейшую роль в йогических и тантрических практиках играет центральный канал – сушумна. Чакры представляют собой центры взаимодействия физической и ментальной энергий в физическом измерении, а прана является той силой, которая связует физическое с ментальным, а ментальное – с духовным. Вообще говоря, физическое, ментальное и духовное являют собой одно целое и взаимодействуют на всех уровнях. Современной медицине хорошо известны некоторые плотные нади – физические нервные каналы, вены и артерии, – однако не все нади имеют материальную форму и являются зримыми; по этой причине не все они могут быть обнаружены, не все поддаются выявлению и наблюдению грубыми методами.

Тонкие нади делятся на два типа:

Пранавахи-нади: проводники пранической силы

Мановахи-нади: проводники ментальной силы

Обычно пранавахи-нади и мановахи-нади располагаются рядом. Хотя их невозможно точно определить, эти каналы определенным образом связаны с чувствительными нервами автономной нервной системы. Работа йога-нади и нервов автономной нервной системы согласована, как согласованы проявления души и физиологии человека.

Это пояснение ясно указывает на то, что к числу нади относятся не только нервные каналы, но и любые каналы вообще; именно по этой причине в древнеиндийском медицинском учении нади не называют нервами.В нашем теле существуют 72 тысячи каналов. Древнекитайские ученые выделяют 14 основных каналов (называемых меридианами) : канал легких, толстой кишки, мочевого пузыря, почек, сексуальный канал, тройного обогревателя, желчного пузыря, печени, заднесрединный, переднесрединный и множество побочных меридианов, которые являются проводниками космической энергии «Чи» или «Ци», впитываемой всеми частями нашего тела. Причем 12 каналов являются парными, а 2 канала (заднесрединный и переднесрединный) – не парные. Они поставляют энергию нашей центральной нервной системе. Между всеми каналами существует энергетическая связь, что свидетельствует об энергетическом взаимодействии всех человеческих органов.

Согласно тантрическому трактату «Шива-самхита», существует 14 основных нади. Важнейшими из них считаются три: Центральный – Сушумна, Лунный – Левый – Ида, Солнечный – Правый – Пингала. Все нади подчиняются сушумне. По сушумне прана перемещается от тазовой области к брахма-рандхре («пещере Брахмана», полости между двумя полушариями мозга), расположенной во внутренней ложбине спинномозговой оси. Местом соединения трех важнейших нади является муладхара-чакра; это место называют также юкта-тривени (юкта: «соединенный»; три: «три»; вени: «потоки»).

СУШУМНА-НАДИ (или просто СУШУМНА) – крупный биоэнергетический канал, соответствующий на физическом плане спинномозговому, который проходит внутри позвоночника вдоль цереброспинальной оси. Сушумна, начинается из Муладхара-чакры и заканчивается вверху в Сахасрара-чакре. Она имеет красный цвет, подобно Агни (Огню). У обычного человека проход в Сушумну закрыт; энергетическая практика ведет к открытию этого прохода благодаря его очищению.

В центре головы Сушумна-нади разветвляется на две ветви – переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до Аджна-чакры и продолжается до Сахасрары, вторая ветвь – задняя – проходит вдоль затылочной части черепа, через "четвертый глаз" (мелкое отверстие на затылке, соответствующее "затылочному родничку" у новорожденного; через месяцев 6 после рождения этот "родничок" зарастает). Передняя ветвь черепной части Сушумны связана главным образом с биоэнергетическим обменом, задняя – информационный канал.

ПИНГАЛА-НАДИ представляет собой правый энергетический проток. Это – обитель разрушающей энергии, исполненная мужской силы (Ян). Пингала начинает свое течение от правой ноздри; спускаясь вниз, она несколько раз переплетается с Сушумной и заканчивается в области правой половой железы. Ее конечная точка - промежность на физическом плане – совпадает с нижней точкой истечения двух других каналов, т. е. Сушумны и Иды. Пингала имеет ярко-красный цвет, соответствует Солнцу. Она поднимает температуру тела, ответственна за контроль усвоения пищи. Дыхание через правую ноздрю рекомендуется при физических, нервно-психических и интеллектуальных перегрузках.

ИДА-НАДИ – левый энергетический канал, соответствующий женской энергии (Инь). В физическом плане Ида начинается вверху от левой ноздри. Она – бледного цвета, соответствует Луне, понижает температуру тела. Каналы Ида и Пингала спиралевидно направлены, пересекаясь в области центра головного мозга, яремной впадины, мечевидного отростка грудины, на уровне пупка, на уровне лобковой кости, и в области промежности. В области центра головного мозга и в области промежности каналы замыкаются.

Пингала и Ида подчинены временным зависимостям, Сушумна же существует вне временных изменений. Некоторые йоги, задерживая всю Прану в Сушумне, несколько раз отодвигали время смерти. Перед смертью у всех людей работают обе ноздри, т.е. Ида и Пингала одновременно; контролируя этот процесс, можно существенно увеличить продолжительность жизни.

Одиннадцать второстепенных надей:

Куху-нади – начинается в горле и заканчивается в половых органах (пудический нерв священного сплетения, налево от спинного хребта). В тантрической практике используется в качестве проводника бинду (эссенции семенной жидкости) в ваджроли-мудра;

Ганхари-нади – мановаха-нади, протягивается от точки под уголком левого глаза к большому пальцу левой ноги, переносит психическую энергию от больших пальцев ног и из нижней части тела вверх к аджня-чакре, проходит рядом с идой (позади левой симпатической цепи) и способствует ее работе. Нить, обвязанная вокруг большого пальца левой ноги, помогает избавиться от ячменя на левом глазу (это следует делать до рассвета; нить завязывается не очень туго);

Хастиджихва-нади – протягивается от точки под уголком правого глаза к большому пальцу левой ноги, проходит рядом с идой (напротив левой симпатической цепи) и способствует ее работе, заканчивается в правом (по другим источникам – левом) глазу;

Сарасвати-нади – расположена на языке. Соблюдение обрядов и проведение очищающих процедур активизирует эту нади, и со временем все, что произнесет практикующий, начинает воплощаться в жизнь, то есть становиться правдой. Язык уходит корнями в горло, и по этой причине иногда считается, что обитель Сарасвати находится в горле – а именно в голосовых связках, физическом органе речи. Сарасвати-нади имеет белый камфарный цвет и относится к лунному типу; она проходит параллельно сушумне (направо от Сушумны вытягивается вверх к языку (гипоглоссальные нервы затылочного/шейного сплетения)) и дополняет этот канал;

Пуша-нади – соединяет большой палец левой ноги с правым ухом (позади правой симпатической цепи);

Пайясвини-нади (Пайяшвини) – проходит между пуша-нади и сарасвати-нади (ушная ветвь затылочного сплетения налево). Канал пуша дополняет пингалу с правой стороны, а сарасвати является вспомогательным каналом для сушумны слева. Расположенная справа от пуши пайясвини-нади также дополняет сушумну, так как ее конечная точка находится в правом ухе. В древней иконографии божества, мудрецы и аватары (воплощения божественного «Я») изображаются украшенными яркими серьгами. Эти украшения служили особой цели. Определенные участки мочек ушей соединяются с черепно-мозговыми нервами, и серьги, изготовленные из какого-либо чистого металла, обеспечивают приток в эту систему зарядов и статического электричества из окружающей среды. Таким образом, прокалывая мочки ушей и вставляя в них серьги, йоги активизируют пайясвини-нади. Даже в наши дни тантристы, которых называют канпхата-йогами (последователи йогической школы натхов) носят в ушах крупные серьги-обручи;

Шанкхини-нади (Санкхини) берет начало в горле, продвигается между сарасвати-нади и гандхари-нади к левой стороне сушумны (ушная ветвь затылочного сплетения налево) и завершается в анусе. Шанкхини-нади активизируется с помощью васти (клизмы) или ганеша-крийи (промывания ануса);

Яшасвини-нади (йашасвини) – протягивается от большого пальца правой ноги до левого уха (впереди правой симпатической цепи);

Варуна-нади – находится между яшасвини-нади и куху-нади (нервы священного сплетения, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами). Варуни-нади заканчивается в анусе и представляет собой пранавахи-нади, способствующую очищению нижней части туловища от мал (нечистот). Эту нади можно активизировать путем очищения водой и практик васти и ганеша-крийи. При неправильной работе варуни-нади могут возникать нарушения апана-вайю (воздуха нижней части тела), что приводит к усилению тамаса. При подъеме кундалини эта апана перемещается выше, в область саманы, где происходит слияние отрицательно заряженной праны и положительно заряженной апаны. Это слияние порождает огромную энергию, которая заставляет кундалини подниматься по брахма-нади. Варуни-нади покрывает всю нижнюю часть туловища и помогает апана-вайю оставаться свободным от токсинов. Апана-вайю и варунинади участвуют в процессах выделения;

Вишводара-нади – проходит между куху-нади и хастаджихва-нади, в пупочной области (нервы поясничного сплетения, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами);

Аламбуша-нади (Ахамбуса) – начинается в анусе и завершается во рту; копчиковые нервы, происходящие из священного сплетения, позвонка к урино-генитальным органам.

Нади, связанные с десятью «вратами» (отверстиями) тела:

Сушумна: брахмарандхра, «родничок»

Ида: левая ноздря

Питала: правая ноздря

Гандхари: левый глаз

Хастаджихва: правый глаз

Яшасвини: левое ухо

Пуша: правое ухо

Аламбуша: рот

Куху: гениталии

Шанкхини: анус

Продолжение следует...