"Самое интересное - внутри!.. внутри - музыка... Вы ее слышите?" (А. Зенченкo)
Уже в четвертый раз приезжает в Саратов с семинаром один из самых известных преподавателей хатха-йоги Анатолий Зенченко, и каждый раз за период расставания (а последний длился 2 года) он настолько меняется, что приходится знакомиться с ним заново. В этот раз мы увидели великолепного методиста, умеющего объяснить с юмором и огоньком мельчайшие детали практики, чувствующего каким-то шестым чувством малейшие изменения настроения в группе, и в зависимости от этого строящий свой класс – включая то шутки и прибаутки, то глубокий медитативный голос, то волевые интонации. Зал Йога-Центра был полон и никто не остался равнодушным – все были заинтересованы, все включились в работу на все сто процентов!
Теперь непосредственно о семинаре.
Вначале Толик кратко напомнил основные принципы работы в асанах. К ним относятся:
После этого разговор перешел непосредственно к хатха-йоге. Приводим слова Анатолия в незначительной редакции.
«Что такое йога? Это способ прийти к состоянию внутренней гармонии и внутренней целостности на всех уровнях организации. Это способ сделать так, чтобы максимум клеточек нашего мозга были активны. По современным исследованиям у обычного человека активным является лишь 3-7 % мозга, не более чем. Мы пытаемся сделать так, чтобы это процентное соотношение стало больше в конкретный данный момент. Каким образом этого можно достичь? Совершенно разными способами, и в этом прелесть йоги, что задействованы все возможные механизмы, воздействующие на наше сознание – от самых простых до самых сложных. Самые простые способы активизации мозга лежат в основе хатха-йоги, доступные каждому (ничего экстраординарного делать не надо!). К ним относятся, прежде всего, принципы ямы и ниямы, шаткармы ( очистительные процедуры) и асаны.
В асанах мы используем наше тело как тренажер для наших мозгов и нервной системы. У нас есть тело как инструмент и мозг, как командный пункт и нервная система как связующее звено между ними. И все, что мы учимся делать, это задавать правильную команду телу, так, чтобы оно нас слышало. Мы учимся чувствовать, слушать, понимать и принимать сами себя, с собой договариваться. И это самый важный момент! Когда мы учимся чувствовать себя, понимать себя и взаимодействовать (не управлять!) с собой, мы получаем состояние устойчивости, удобства и комфорта не только положения тела в пространстве, но – и в любой ситуации в жизни. То, что мы получаем, по большому счету это способность активно менять себя. Это самое ценное и важное (умение сесть в поперечный шпагат и заложить ногу за голову побочные эффекты). Дальше это умение будет всегда с нами, чем бы мы ни занимались. Адаптивность, выживаемость и творческий подход к любой ситуации в жизни у людей, которые занимаются йогой, гораздо выше, чем у других. Мы спокойны, как слоны, в любой ситуации, у нас стабильны и положение тела в пространстве, и психика, и сознание, и мы имеем в руках инструмент работы над собой. И это мы можем применить к чему угодно; в йоге это применяется в практиках более высокого уровня (одно дело договориться с собой, чтобы ноги разъехались в поперечный шпагат, другое договориться не дышать, при этом пульс и ритмы сердца замедляются, а нам все равно хорошо, мы спокойны и внутренне осознаны). Не пугайтесь, мы с вами начнем с простейших практик, и научимся их делать так, чтобы вам на любом уровне практики было удобно и комфортно, чтобы вы занимали активную позицию (знали, над чем вы работаете, и чувствовали себя) чтобы вы с самых первых шагов были в состоянии йоги.
Это и есть хатха-йога. И, пожалуй, я объяснил ее с точки зрения Ишвара-йоги. Ишвара это внутренний аспект божества, ваше духовное начало. Йога - это способ почувствовать себя глубоко внутри, прийти к самому себе.
Ишвара-йога является авторской методикой, одним из направлений хатха йоги, наряду с другими – Айенгар-йогой, Аштанга-виньяса-йогой и др.
Самое первое и самое важное, как я уже сказал, это внутренняя целостность. Она проявляется, прежде всего, когда мы чувствуем взаимодействие всех частей тела между собой, располагая его в пространстве. Это достигается за счет того, что мы отстраиваем связь ушек, ножек, рожек, пяток и всего остального с центром и относительно центра их взаимно располагаем. И относительно центра все делаем.
Следующий момент. Что помогает нам достичь внутренней целостности? Это бандхи узловые реперные точки, которые по телу собирают нас в одно целое, собирают нас в островки стабильности и склеивают нас там, где мы можем потенциально рассыпаться.
Еще момент. Места в теле, в которых потенциально затруднено прохождение энергии это суставчики. И нам нужно понять, как правильно с ними работать, как сделать их сильными, наполненными. Конечно, нам также нужны принципы работы с позвоночником.
Также важно научиться взаимодействовать с точкой опоры. Здесь важны следующие умения: отдавать вес тела в точку опоры, отталкиваться от нее, отстраивать центр тяжести (работа с балансом, равновесием).
И если мы все это в комплексе сложим, у нас появится четкая методика, позволяющая нам отстроить абсолютно любую форму ? и не внешне, а внутренне (в состоянии внутренней целостности).
По ходу нашей практики я буду обращать внимание на эти ключевые моменты Ишвара-йоги».
Далее мы приступили к отработке основных принципов на практике и основательно освоили две базовые последовательности из трех со всеми внутренними и внешними моментами их выполнения. Третья последовательность осталась на самостоятельное освоение, благо, Толик привез DVD-диски, на которых они записаны (информацию о дисках см. ниже). Очень полезной была также техника полного дыхания, которую мы освоили на практике (лично у меня дыхание удлинилось в 2,5 раза!)
Занимающиеся задали Толику интересующие вопросы, приводим некоторые из них.
Вопрос: Допустимо ли ощущение боли во время практики?
Ответ: Ощущения могут быть какими-угодно у всех все по-разному, для одного йога-нидрасана (обе ноги за головой в положении лежа на спине) – удобное положение для сна, а для кого-то попытка войти в нее может закончиться летальным исходом.
Занимаемая позиция также может быть различной. Первое: вы пытаетесь войти в асану и у вас появляется боль вы сидите в этой боли, как партизан в засаде. Второе: при появлении неприятных ощущений в асане вы начинаете менять положение тела так, чтобы вам стало комфортно. Именно это является правильной позицией, и только когда неприятные ощущения уходят, вы двигаетесь в правильном направлении, вы развиваетесь в практике. Не должно быть тупо рабочей боли!
Также есть понятие «умного» тела, которое может приспособиться к любым условиям, и под дурака-хозяина. Но даже наличие такого тела не гарантирует самого главного - умения работать над собой (вы сели в шпагат, но как это сделали не понимаете, нет внутренней работы, осознанности формы). Думаю, что своим ответом я расстроил мазохистов…
Вопрос: Опишите состояние внутренней целостности.
Ответ: Словами не передается… Чтобы вам было понятно… Представьте, вы сидите в поперечном шпагате и у вас нигде ничего не болит, нигде не тянет. И вы чувствуете, что вы не просто сидите в поперечном шпагате, а вы ногами толкаете стены справа и слева так, что поставь вас между двумя стенами вы будете так и стоять. Вы чувствуете, что силы внутри столько, что вы находитесь в ситуации: «Дайте мне во что-нибудь упереться и я переверну весь мир!» Примерно так. И это касается не только поперечного шпагата в каждой асане вы идете к этому ощущению. И, заканчивая практику, вы действительно начинаете переворачивать внешний мир, начиная со своего. Я надеюсь, что вы это делаете в сторону развития и приложение вашей силы креативное и конструктивное, а не деструктивное.
Вопрос: По поводу четырех дисков, которые ты привез. Какой материал они содержат? Как с ним работать?
Ответ: На первых трех дисках представлены 3 базовые последовательности асан. Каждая из последовательностей рассчитана на час тренировки. На дисках присутствуют комментарии в режиме реального времени, вам не нужно во время практики прерываться, нажимать на паузу. Каждая асана имеет 2 степени комментариев: во-первых, описание, как мы из одной асаны переходим в следующую; во-вторых, что мы делаем для того, чтобы наша данная конкретная асана стала для нас комфортной, какую внутреннюю работу мы совершаем в каждом положении. И это происходит, повторюсь, в режиме реального времени. Также мне было очень важно передать состояние голосом, состояние, из которого происходит внутренняя работа. Голос очень ровный, плавный, спокойный для того чтобы передать правильное состояние, из которого ведется работа. На каждом диске есть ролик, чтобы вдохновиться на практику. 4-й диск для тех, кто пытается осваивать позу лотоса, асаны на раскрытие тазобедренных суставов, для тех, кто освоил 3 первые последовательности.
Прозвучали и другие интересные вопросы (из песни слова не выкинешь):
Вопрос: Едите ли Вы мясо, в каких-либо вариантах?
Ответ(смеясь): А в каких оно может быть вариантах???
Вопрос:Шашлык, например, дикое мясо и т.д.
Ответ: Вы-ы (пауза)… табуретки едите? ну… в каком-нибудь виде?.. ну, не знаю, если их мелко покрошить, еще что-то с ними сделать?.. Это же не делает их менее табуретками! Это же табуретки! Так вот я тоже табуретки в виде мяса не ем. :)))
Вопрос: Каково Ваше семейное положение?
Ответ: Я вижу, перед вами проблемы стоят просто неразрешимые: есть мясо или не есть, как правильно питаться, жениться или не жениться… Вам их просто не поднять, не осилить
Дело в том, что у вас неправильный подход, давайте я объясню. Зачем большая часть из вас пришла в йогу? За здоровьем, похудеть, стать красивыми… Все это нужно для чего, в двух словах? Чтобы быть успешными в социальной жизни. Да? Будем вилять? Вот я перед вами не виляю, честно говорю, что если мне нужно 3 часа работать – я ем сникерс – и вы летаете потом по коврикам. Так и вы занимаетесь йогой, чтобы быть успешными в социальной жизни.
Я терпеть не могу вопросов о правильно питании по одной простой причине: вы все знаете, как нужно правильно питаться. И когда вы задаете этот вопрос, я вам нужен в двух ипостасях: либо как кнут я вам должен рассказывать, как все будет плохо и ужасно, если вы не будете правильно питаться; или как сладкий пряник я вам должен рассказать, как все будет здорово, прекрасно, фильдиперсово, если все-таки начнете раздельно питаться! Это ваше личное дело! И ваша собственная ответственность. То, что я сейчас скажу, применить можно к йоге, жизни, чему угодно!.. Можно абсолютно все, главное точно знать, зачем вам это нужно и чем вы за это заплатите! Йога и жизнь ? это абсолютная свобода, но только если это идет в связке с абсолютной осознанностью и ответственностью. И вы постоянно пытаетесь переложить ответственность на кого-то другого, на меня, например: ну хоть в каком-нибудь виде мясо есть можно? ну хоть в каком-нибудь дикое не дикое, бешеное не бешеное… еще какое-нибудь…
Самое важное в этой жизни это состояние сознания, в котором вы живете. Все остальное (йога, еда, сон, секс и т.д.) можно воспринимать как способы, отстраивающие ваше состояние сознания. Простой пример: если я понимаю, что я сейчас очень раздражен и еда для меня способ успокоиться, мне уже неважно, съем я корочку хлеба или ложечку кашки… Я воспринимаю это как способ привести сознание в спокойное состояние. Я это делаю. И каждый раз, принимая какое-либо решение, я стараюсь делать это осознанно и нести за него ответственность. Вот и все. Дальше вам решать что есть, чего пить и т.д. и т.п.
Воспримите все как энергию, которой вы как-то пользуетесь, для отстройки состояния своего сознания. А дальше возьмите на себя ответственность и дайте себе полную свободу. Вы можете пойти и спустить свою жизнь в унитаз, а можете с ней что-то сделать. Вы абсолютно в этом свободны. Мы пришли к тому, с чего начали, ? к максимально возможной осознанности, и мы ее нарабатываем во время практики йоги. Мы пытаемся чувствовать и осознавать наше тело как инструмент нашего сознания и тренируем наше сознание при помощи тела, потому что это идеальный тренажер (разные части тела связаны с разными частями нашего мозга при помощи нервной системы).
Беседа продолжилась и дальше в весьма и весьма интересном ключе… Слушайте аудиозаписи семинара (развитие данной темы – запись за 5.04.09, занятие № 4).
Глядя на Толика, понимаешь, что значит быть свободным:
«Свободный человек не ищет нового и не держится за старое. Он знает, что вселенная позаботится обо всем сама. Беззаботный, беспечально проводит он свои дни. Ему нечего делать в этом мире, где все и так происходит само собой. Ему не о чем волноваться, все тревоги и заботы он оставил далеко позади.
Спокойный, он не ценит себя, и поэтому является бесценным сокровищем. Он не ценит ни свою жизнь, ни здоровье, поэтому дух его крепок и тело не болеет. Он не ценит время, поэтому живет в вечности.
Его не волнует, что говорят или думают о нем люди. Это не может ничего ни прибавить, ни убавить к тому, что он есть. Слова людей для него подобны шороху ветра по траве. Их страхи и надежды - мыльные пузыри, лопающиеся на солнце.
Свободному человеку некуда идти, потому что везде он видит одно и то же. Неукротимый, он идет куда хочет, потому что во вселенной нет силы, способной его остановить. Его невозможно остановить, потому что он ни за что не держится.
Оставаясь в покое, он движется. Двигаясь, он не теряет покой. У него нет цели, и бесцельное времяпровождение является его единственным занятием. Наполненный до краев, он кажется пустым. Лишенный цели и смысла, он кажется знающим. Не имеющий пристанища, он везде как дома".
(Илья Беляев. Пространство сознания. Санкт-Петербург, 2006 г.)
Материал подготовила Н. Гришина
Редакция И. Базалеевой